Новости

Утилизировать упаковку товаров будут производители


Президент России Владимир Путин поддержал изменения механизма расширенной ответственности производителей (РОП), в рамках которого производители упаковки самостоятельно утилизируют выпущенные товары или платят экологический сбор. Об этом сообщила вице-премьер Виктория Абрамченко.

Расширенная ответственность производителя действует в России с 2014 года, но власти еще два года назад пришли к выводу, что в существующем виде система неэффективна. В минприроды обращали внимание, что население платит 180 млрд рублей в год за обращение с твердыми коммунальными отходами, а платежи бизнеса в рамках реализации РОП в качестве экологического сбора составляют всего около 3 млрд рублей.

Поэтому было принято решение ее обновить и принять новый вариант в 2021 году, но процесс затянулся. Ассоциации, которые официально занимаются утилизацией упаковки крупных зарубежных компаний, выступили против. Индивидуальные коробки для яблок и огромные упаковки для игрушек - в два раза больше самой игрушки - могут уйти в прошлое

"Они больше всего заинтересованы в непрозрачности этой системы и больше всего заинтересованы в том, чтобы их услуги покупались", - сказала Радионова. Глава Росприроднадзора отметила, что эти ассоциации самостоятельно не предоставляют отчеты, и даже в сдаваемых отчетах нет сведений о мощностях организаций по утилизации товаров и упаковки, с которыми они заключили договоры.

Нельзя сказать, что ассоциации совсем ничего не делают. Они проводят экологические акции, устанавливают контейнеры для раздельного сбора мусора. Это хороший вклад в развитие экологии, но, по мнению властей, этого явно недостаточно. Как отметила вице-премьер Виктория Абрамченко, ассоциации за последние годы работы не создали мощности для утилизации упаковки, хотя это входит в их обязанности.

"(Одно из предложений в новых правилах РОП - прим.ред.) Отказ от посредников в лице ассоциаций..." - отметила вице-премьер. Абрамченко добавила, что экологический сбор будет меньше, если при производстве упаковки используется вторсырье. "По подсчетам экспертов, никакого дополнительного вклада в инфляцию и роста цен на товары не будет. Напротив, производители товаров увидят сокращение отчетности, а также снижение затрат на осуществление учетных функций", - сообщила вице-премьер.

Кажется, что это все дела бизнеса, но на потребителях новые правила отразятся тоже. Эксперты отмечают, что упаковка утратила свой первоначальный смысл - сохранение продукта. Теперь это инструмент маркетинга. Иногда в магазинах можно увидеть яблоки в индивидуальной коробке. Упаковка детских игрушек часто больше самой игрушки в два раза. После введения новых правил выпускать такую упаковку будет невыгодно.

Источник: Российская газета (rg.ru)
Фото: iStock
Новости отрасли