Региональные операторы, которые произвели грунт и не смогут его продать в течение трех лет, должны будут внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Эксперты отмечают, что, с одной стороны, крупного рынка сбыта для такого грунта в стране сейчас нет, но иначе задачи по сортировке и утилизации отходов в рамках нацпроекта «Экологическое благополучие» выполнить не получится.
В России с 2019 года плотно занялись бытовыми отходами: появились баки для раздельного сбора мусора, за которыми приезжают разные мусоровозы и отвозят все на сортировку. Там часть отходов отбирается для дальнейшей переработки, а все остальное едет на полигон.
В рамках нацпроекта «Экологическое благополучие» к 2030 году в стране должно отправляться на сортировку 100% бытовых отходов, а захоронение должно быть снижено в два раза. Около 30% отходов в нашем мусорном ведре — это органика (остатки еды и очистки), то есть их переработка и позволит выполнить половину того норматива, который нужно сделать к 2030 году.
В 2022 году компостирование бытовых отходов разрешили закладывать в тариф регоператоров, чтобы стимулировать их создавать объекты для компостирования. И в ряде регионов компании поставили себе оборудование, но на рынке такой компост оказался невостребованным, рассказал считает член Комиссии ОП РФ по экологии и устойчивому развитию Владимир Лифантьев.
Производство грунта из органических отходов теоретически рентабельно, особенно при использовании технологий аэробного компостирования или анаэробного сбраживания, которые дают удобрения или биогаз, говорит доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В. Плеханова Павел Севостьянов.
Минприроды же предлагает ввести плату за негативное воздействие на окружающую среду для владельцев техногрунта, если они не смогли его использовать по назначению в течение трех лет. Как уточняется в проекте постановления Правительства РФ, если грунт остался у регоператора, то и плату вносит он, если же грунт находится у компании, которая не нашла ему применение, то плату вносит она.
Севостьянов же отмечает, что техногрунт — это не единственный способ использования органики, Россия обладает значительным потенциалом для производства биотоплива (биогаза, биоэтанола) из органических отходов.